Проблема направленности развития - 37.Проблема направленности исторического процесса

В философии истории нет единства мнений ни по одному из вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие - их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может. Благодаря каким движущим силам совершается исторический процесс?

И этот вопрос разные философы дают самые различные ответы. Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различном уровне развития техники и производительных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т.

Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался "в наследство" предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.

Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер. Проблема "направленности" истории трудностей в понимании не вызывает: В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует.

Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному".

ПРОБЛЕМА НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

В библейской традиции эта точка зрения проявилась в трактовке Всемирного потопа, как Божьего наказания. Интересно, что в обыденно-актическом сознании подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, имеет весьма покое хождение. В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит.

Его идея "пульсации" истории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося с новой силой, фактически стала исторически первой из так называемых "теорий круговорота". Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д.

Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни Кондорсе, Тюрго, И. Многие философы начинают философию истории с Аврелия Августина. Нам кажется правильнее философию истории начать с Гегеля, но заслуги Аврелия Августина в западноевропейской христианской философии лики. Он стремился показать единство всемирно-исторического процесса, определив в качестве начала истории явление Христа.

Таким образом, история человечества - это "сотворенное" бытие, концом которого является Страшный суд. На протяжении многих веков, включая и век ХХ, у Августина было немало последователей. Отделить человеческую историю от истории божественной, земную от небесной, попытался итальянский мыслитель Д. Он связывал смысл истории с естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком причин и следствий.

Все народы проходят единый путь, включающий три эпохи: Вико считал, что такие этапы в своем развитии проходят культура, язык и все, что связано с жизнедеятельностью человека и человечества.

Пройдя положенный круг, страны и народы начинают круг новый — те же три названные выше эпохи. Вико не отрицал роли Божественного провидения, которое обуздывает человеческие страсти.

Конспект-online, текстовый хостинг с элементами социальной сети.

В XVIII веке начал складываться подход, характерный для эпохи Просвещения. Смысл истории при этом связывался с прогрессом человеческого разума, а история человечества, таким образом, становилась движением по ступеням этого прогресса. Так, французский философ Кондоре обосновал точку зрения, гласящую, что прогресс общества состоит в движении к истине и счастью.

Определенный вклад в развитие этой идеи внесли великие немецкие философы И. Фундаментальное обоснование принципа историцизма, появившегося еще у Гердера, принадлежит Гегелю.

Историцизм Гегеля включает в себя два основополагающих принципа: Принцип историцизма был воспринят марксистской философией, однако его понимание претерпело значительные изменения, которые коснулись, прежде- всего, переориентации на материалистическое понимание истории и общества.

В марксизме термин "историцизм" также был изменен и получил название "историзма". Историзм основывался на подходе к действительности как изменяющейся во времени, развивающийся. Очень четко этот принцип был сформулирован В. Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" Ленин В.

Представители многих философских школ частично или полностью отрицают принцип историзма. К ним можно отнести П. Виндельбанда неокантианство , К. Ясперса экзистенциализм , представителей прагматизма и неопозитивизма. Познакомимся с одним из вариантов доказательства несостоятельности принципа иисторизма, который принадлежит перу К.

Марксистский подход к истолкованию исторического процесса К. Поппером категорически не принят. Всю социальную философию К. Поппер отрицал объективные законы исторического процесса, а поэтому - и возможность социального прогнозирования. В обоснование своей позиции К. Поппер приводит следующие аргументы: Ход человеческой истории в значительной степени зависит от роста человеческого знания; 2. Мы не можем предсказать, каким будет рост научного знания; 3. Следовательно, мы не можем предсказать ход человеческой истории; 4.

Это значит, что мы должны отвергнуть возможность теоретической истории. С этими аргументами как и со всей теорией "антиисторицизма", разработанной еще в 20 - е годы , можно спорить, но отрицать то, что она весьма популярна, сложно. Антиисторицизм Поппера отрицает исторический прогресс. Прогресс - это движение к какой-то определенной цели, цели же существуют только для человека, для истории они просто не возможны. Поэтому Поппер считает, что прогрессировать может только человек, защищая, например, демократические институты, от которых зависит свобода.

Таким образом, принятая в советской философской литературе точка зрения о поступательном, восходящем развитии истории, переходе общества от низших к более высшим, совершенным формам жизни в истории философской мысли является не единственной. Она представляет собой позицию И. Маркса относится к XVIII - XIX векам. Кстати, долгое время считающийся в отечественной литературе основной критерий прогресса - уровень развития производительных сил общества - тоже идея XIX века, когда вера в прогресс приобрела характер религиозного убеждения.

Сам же прогресс в XIX веке связывался с промышленным развитием. Маркса прогресс - это рост производительных сил общества и смена общественно-экономических формаций.

То есть, в конечном счете, теория общественно-экономических формаций, разработанная К. Марксом, - это осмысление становления техногенной цивилизации в условиях ХIX века. Во второй половине ХХ века обнаружилось, что неконтролируемое развитие производительных сил неизбежно вызовет глобальную экологическую катастрофу, поэтому сейчас многие ученые испытывают разочарование в прогрессе.

Уже упоминавшийся нами М. Хайдеггер первым в ХХ веке поставивший вопрос о зловещем феномене техники. О том же говорили и писали ученик 3. Фрейда, психолог и философ Э. Фром, представители Римского клуба Дж. Как отвечают наши современники на вопрос: Обратимся к первой половине ХХ века. Это время появления многих идей экзистенциализма, субъективно-еалистического направления в философии, самый значительный вклад в который внесли такие известные писатели, театральные деятели, художники, как Ж.

Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории

Бовуар, а сторонниками в массе своей были представители интеллигенции. Этот подход стремится тесно увязать смысл истории с целью и смыслом существования человека. Так, немецкий экзистенциалист К. Ясперс, которому принадлежит серьезная разработка смысла и назначения истории, человеческую сущность усматривает в свободе, которая является в свободной реализации духовных сил человека. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права?

Мифология как исторический тип мировоззрения. Религия как форма мировоззрения. Проблема бытия в античной философии. Религиозный характер философии Средневековья. Спор о природе универсалий. Проблема человека в средневековой философии.

Проблема субстанции в философии Нового времени 17века. Гносеология и этика и. Проблема человека в современной западной философии: Проблема исторической судьбы России в воззрениях Чаадаева, западников и славянофилов. Особенности и периодизация Русской философии. Движение, пространство, время - атрибуты материи. Основные сферы жизни общества их взаимосвязи. Линейный формационный и циклический цивилизационный подходы к истории.

Биологическое и социальное в человеке. Проблема направленности исторического процесса В философии истории нет единства мнений ни по одному из вопросов.

наверх